Мистификатор «большого молчания»
фото: https://welcomevolunteer.ru/za-kulisami-zvezd/charli-chaplin-foto-v-starosti.php
Часть 2. Оставаясь в границах самого себя
В первой части нашего исследования речь шла о Чарли Спенсере Чаплине. О художнике «красоты молчания»; гениальном комике; непревзойденном трагике. Для которого не существовало понятие "немое" кино. Он "звучало" в нем и "озвучивалось" пластикой пантомимы. Но порой так хотелось нарушить законы кинематографического жанра, снять маску и самим собой предстать перед публикой. На свое 70-летие Чарли Чаплин произносит блестящую юбилейную речь «Когда я полюбил себя…» («As I began to love myself»). И вдруг оказывается, что Он - это совсем не Он. И эту речь произносил не Он. А к персональной история добавляет еще и временную мистификацию... А если юбилейная речь все-таки принадлежит Чарли Чаплину? Как строился бы эссеистический анализ, не затрагивая научные глубины лингвотекстологического исследования?.. Речь Чаплина о прекрасном в человеке, о Душе, обращенной своим Лицом внутрь себя, о Душе, обретшей гармонию с самим собой и с миром. Этому подчинены речевая стратегия и индивидуально‒авторское наполнение текста: структура с анафорическим единоначатием и грамматическим параллелизмом, система топов, использование необходимого набора языковых выразительных средств – тропов и фигур. Важно. Мы имеем дело не с пустым, бессодержательным юбилейным говорением по заданному сценарию. И не с актёрской, проникнутой торжественным пафосом декламацией, поэтическим аналогом которой является жанр оды. Заметим. Словарно слово "юбилей" наполнено двумя смыслами: (1) установленный Моисеем пятидесятый год после семи седьмиц, когда проданные и заложенные земли возвращались прежним владельцам или наследникам, а рабы получали свободу; (2) год, когда паломничество в Рим предоставляет отпущение от грехов; такое право открывало возможности сначала каждые сто лет, потом пятьдесят, затем – каждые двадцать пять лет. Древнеегипетские фараоны, а вслед за ними и римские императоры торжественно отмечали круглые даты своего пребывания на престоле. Каждое такое празднование сопровождалось ритуальными действиями, одним из обязательных элементов которого являлась ораторская речь. Эта традиция сохранилась и в Новое время, когда стали праздноваться наиболее значимые даты в истории государства, а впоследствии и события локального масштаба. Юбилейная речь – это игра, ритуал возвеличивания юбиляра и увенчание словесной короной в ознаменование его заслуг – явных или подразумеваемых – перед миром. Ритуальность сопряжена с идеализацией и условностью. Условность хвалебного происходящего должна если не осознаваться, то уж точно ощущаться участниками действия. Творчество Чаплина происходило без присутствия очевидцев. Чаплин играл для Них, но не в присутствии. На этот раз Чаплин не играл. А если и играл, то разыгрывал другой, свой сценарий, в котором ‒ согласно авторскому замыслу ‒ будут совершаться действия, обратные придворному красноречию. Развенчание юбилейного ритуала, театрального церемониала и эталонного риторического торжественного канона. Композиционной рамка недосчитывается двух конвенционально закрепленных элементов – начала (приветствие, адресация, благодарение) и окончания (благодарения, обещания, пожелания). Поэтический текст отказывается от витиевато‒замысловатых риторических фигур тела и слова. Содержательная канва выключается из ситуативного контекста. Главным средством снижения юбилейного пафоса становится событийный ряд, в котором четко прослеживается: ‒ отсутствие действия и реакции участников юбилея; ‒ присутствие Себя, "обращенного к внутреннему смыслу Лица", и реакции на самого себя, явленного миру [1]. Жизнь реальна, если Я осознаю не только то, что делаю, но и себя, делающего это. Если вижу и Я, и Здесь. ‒ Я Здесь и Сейчас. Это и есть самовоспоминание – «Когда я полюбил – я понял…» Недостаточно знать, но нужно еще и Быть. А ведь чаще всего мы не помним себя в действии, мы пребываем будто в состоянии тумана и сна. И редко, кто способен научиться Быть. Произнесённые слова - это высвобождение и освобождение Чаплина и от Чарли – Героя Чаплиниады, и от самого себя. Для наблюдения необходимо многое, и прежде всего искренность с самим собою. Это очень трудно; гораздо легче быть искренним с другим. Речь не нацелена на будущее, она обращена в прошлое ради звучания в Настоящем. Независимо от наличия референтного содержания ‒ интенционально или неосознанно, ‒ публика оказывается соучастником условного, иллюзорного мира, синестезийно воспринимаемого через целый спектр ощущений: зрение, слух, осязание и другие. Условность происходящего. Иллюзорная реальность имитирует как воздействие, так и реакцию на воздействие между условными действующими персонажами – юбиляром и участниками; раздвигает рамки происходящего до вселенского полотна вне времени и пространства, обесценивая тем самым ритуальность юбилейного торжества, нивелируя театральность до Обращения (монолога) к самому себе, ‒ "оставаясь в границах самого себя". Ну чем не Лицедейство?! Эксцентрично. А главное ‒ в традициях пластической партитуры. ____________________ Речь готова, осталось её произнести (знаменитая фраза Рене Клера «Фильм готов, осталось его снять»).
«Я не был ангелом, но всегда стремился быть Человеком» (Чарли Чаплин); Фото: https://24smi.org/celebrity/photo/1291-charli-chaplin/122028/
А вот это пока и остается загадкой, которая может быть когда‒нибудь и будет разгадана. Впечатление недосказанности остается. А значит, актуальность обращения к теме пока еще не исчерпана. – Великий мистификатор воплощений и сегодня продолжает своё Лицедейство. ____________________ А так уж нам сейчас важно, кто стоит за проникновенными словами? Изменит ли Правда наше отношение к Художнику "великой красоты молчания"? – Нет, конечно. Гений принципиально безграничен. И пока мы не найдем убедительных доказательств и не установим подлинное Авторство, история будет считать Героем гениальной речи Чарльза Спенсера Чаплина ‒ многоликого Эксцентрика. Гениального Комика. Глубочайшего трагика. Великого мистификатора красоты молчания. ____________________ И по устоявшейся традиции мы не можем не привести текст этой знаменитой речи. В открытом пользовании ходит много списков и разных версий этой речи – еще одно доказательство мистификации. Мы предложим тот вариант, который, как нам кажется, жанрово отвечает формату "Речь о себе для себя". Читаем. Чувствуем. Наслаждаемся.
«Когда я полюбил себя…» («As I began to love myself») [2]
Когда я полюбил себя, я понял, что тоска и страдания — это только предупредительные сигналы о том, что я живу против своей собственной природы. Сегодня я знаю, что это ‒ Честность.
Когда я полюбил себя, я понял, как сильно можно обидеть человека, навязывая ему исполнение моих желаний, понимая, что еще не время для этого и человек к этому не готов, даже если этот человек — я сам. Сегодня я называю это ‒ Уважением.
Когда я полюбил себя, я перестал желать другой жизни и смог увидеть, что все, что меня окружает, приглашает меня к росту. Сегодня я называю это ‒ Зрелостью.
Когда я полюбил себя, я понял, что при любых обстоятельствах я нахожусь в нужном месте в нужное время и все происходит в нужный момент. Я всегда могу быть спокоен. Теперь я называю это ‒ Уверенностью.
Когда я полюбил себя, я перестал тратить свое время и прекратил мечтать о будущих грандиозных проектах. Сегодня я делаю то, что доставляет мне радость, что я люблю делать, что радует мое сердце, и я это делаю в своем ритме. Сегодня я называю это ‒ Простотой.
Когда я полюбил себя, я освободился от всего, что приносит вред моему здоровью — пищи, людей, вещей, ситуаций. Всего, что сбивает меня с пути. Сегодня я называю это ‒ Любовью к самому себе.
Когда я полюбил себя, я перестал пытаться быть всегда правым, и с тех пор я реже неправ. Сегодня я понял, что это ‒ Скромность.
Когда я полюбил себя, я прекратил жить прошлым и беспокоиться о будущем. Сегодня я живу сегодняшним днем, в котором все и происходит. Я зову это ‒ Удовлетворением.
Когда я полюбил себя, я понял, что мой ум может беспокоить меня и даже сделать меня больным. Но когда я смог связать его с моим сердцем, он сразу стал моим ценным союзником. Сегодня я зову эту связь ‒ Мудрость сердца.
Нам больше не нужно бояться споров, столкновений или каких‒нибудь проблем с собой и другими. Даже звезды сталкиваются, из их столкновений рождаются новые миры. Сегодня я знаю, что это ‒ Жизнь.
__________________________
Пауза. Тишина. Послевкусие…
Часть 1. Оставаясь в границах “звучащего” кино
_______________________
• Своими наблюдениями поделилась А.Р.
Источники:
1 Радионова Т. Я. Смысл Лица и Лицо Смысла // Академические тетради-15, 2013. С. 310 ‒ 323.
2 "Когда я полюбил себя..." - https://diletant.media/articles/45031867/
Дополнительные ссылки:
Мистификатор “большого молчания”
Часть 1. Оставаясь в границах “звучащего” кино | Myar.Studio — https://dzen.ru/a/ZdGvvrw492zRle1O
Часть 2. Оставаясь в границах самого себя | Myar.Studio —https://dzen.ru/a/ZdWXG54jISiiBsVh
© MyarStudio, 2024
Добавить комментарий