Музей нашей памяти
Москва, Сретенка, 1-й Самотёчный переулок, дом 9, строение 1
Часть 1. Культура памяти
Человечеству необходимы истории. Мы воспринимаем мир через истории. Без историй не было бы ни авторов, надеющихся, что их творения увидят и правильно поймут; ни наблюдателей, вживающихся в объект своего наблюдения; ни реальности. Реальность как «оксюморон из одного слова, самое абстрактное из понятий. Факты сами по себе не имеют смысла ‒они обретают его только в истории, в которую мы их помещаем» (В. Пелевин).
Вход в здание Музея истории ГУЛАГа
Культура памяти. Музей памяти. Музей истории ГУЛАГа. ГУЛАГ вошел в каждую семью как коллективная и личная память. Круг прошлого не замкнут. Мы вновь и вновь памятью возвращаемся в те тяжелые времена. Мы - это память. Трудная память – она у каждого своя. Мы приходим в музей со своими представлениями о прошлом и о тех событиях, которые пережили, о которых слышали или читали. Остаемся наедине с историей три-четыре часа – не меньше, а потом уходим, чтобы вернуться еще раз. И будем возвращаться, пока круг на замкнется. Главное, чтобы не навязывали свое отношение к прошлому. Не усугубляли ужас пережитого и страх происходящего в те страшные годы. Не обнажали чувство сострадания. Никто не вправе измерять сострадание или оценивать, эффективны ли вмешательства, направленные на усиление сострадания.
Язык музея. Язык прошлого о прошлом. Диалог прошлого с настоящим. Музейные экспонаты и "зоны погружения": за людей об их истории говорят предметы – свидетели тех событий. Музейные тексты вместо объяснений. Инсталляция вместо рассуждений. Воспоминания вместо повествования. Предметы вместо описания.
Внутренние интерьеры музея предельно аскетичны. Экспозиция занимает верхние этажи, частично объединенные в двусветное пространство с антресолями и торчащими из стен обрезками швеллеров. Сохранившиеся остатки старых перекрытий здания как символ, напоминающий о мрачной функции здания и миссии музея – изучить, осмыслить, открыто обсудить период массовых сталинских репрессий 1. Подъемы на антресоли и выходы на балконы, с которых открывается вид на экспозицию как подсказка посетителю: над некоторыми историческими процессами необходимо "воспарить", чтобы наполнить предметы смыслом. Спуски (будто на землю) как приглашение погрузиться в документы и другие свидетельства той эпохи. В оформлении интерьера используются простые материалы — кирпич, фанера, окрашенные акустические панели. Нет кричащих красок. Исключение составляет только желтый заливной пол "с чипсами" в административной части здания (на первом этаже) как жизнеутверждающее настоящее в сравнении с не оставляющим надежд прошлым. Но музейное действие начинается не с организации внутреннего пространства и экспозиции; не от вестибюля или входа, – внешний облик здания, его архитектура становятся знаком времени.
Архитектура музея лаконична и строга , тем не менее атмосферно вписывается не только в культурно-исторический, но и в городской контекст уютного района в центре Москвы на Сретенке. Даже издалека здание производит сильное впечатление. Прежде чем направиться ко входу, невозможно не остановиться перед этим монументальным четырехэтажным монохромным сооружением с большим количеством симметрично расположенных окон, с отсутствием декора и скромным, едва заметным орнаментом на фасаде. Монументальное сооружение, в котором сплелись архитектура, история, память. Единственно сохранившаяся и воссозданная в историческом виде краснокирпичная стена главного фасада здания, выходящая в переулок, символизирует преемственность – старое здание музея было тоже из кирпича. Боковые и дворовый фасады покрыты листами из натуральной меди - редкого материала для городского ландшафта России.
Медные фасады со временем потемнеют до черноты, и здание обретет еще более строгий вид. "Живой" темнеющий фасад Музея истории ГУЛАГа. Монумент, обращенный в будущее своим прошлым. Философия музея постигается именно с первых визуальных ощущений. Внимательно вглядываясь в архитектуру здания, начинаешь понимать, что здание не только имеет собственную семантику, но и таит скрытую информацию, который ты не владеешь. Разгадка таится все в том же визуальном восприятии, балансирующем между историей, присутствием и смыслом… __________________
- Своими исследованиями поделилась А. К. Руденко
- Автор идеи Т. А. Алехина
Продолжение: Часть 2. История памяти Источник и фото: 1 ГУЛАГ в судьбах людей и истории страны: постоянная экспозиция. -https://gmig.ru/museum/news/postoyannaya_ekspozitsiya/
Дополнительные ссылки:
Myar.Studio. - https://dzen.ru/a/ZbyxCNYunEwsQh56
© MyarStudio, 2024
Добавить комментарий