Понятно, что ничего не понятно
Часть 1. Только чёрт и знает
Рисунок. Чёрт. – https://www.prorisunki.ru
Сегодня в нашей студии необычный Гость. Мы немного растеряны, потому что не знаем, в какую тематическую студийную залу его пригласить.
Он расскажет нам о слове. Всего лишь об одном слове. Знаем это слово. Слышали о нём. А на самом деле лишь поверхностное скольжение по понятийной оболочке слова. Не более.
Для обсуждения такой «незамысловатой» темы наш Гость выбрал художественно-игровой формат. Предложено ответить на 14 вопросов. Кроме того, анонсировано еще и сюрприз-задание. Для этого заранее подготовлены листы чистой бумаги, фломастеры и разноцветные карандаши.
Слово Гостю.
Черевички
На вопрос: «Что означает это слово?» ‒ однозначного ответа мы не получим.
Редко встречающийся ответ ‒ обувь (мужская и женская). Еще реже ‒ варежки, рукавички. Безусловный ответ-фаворит ‒ женская обувь.
Обратимся к наводящим вопросам
① Что это за женская обувь? ‒ Мнения расходятся, и значительно:
туфельки, балетки, (полу)сапожки, (полу)ботиночки, башма(ч)ки...
Штиблеты («щтиблеты» - орфография Пользователя).
Какое забытое слово! А ведь в 19 в. модные разделы журналов советовали «в дурную погоду носить черные казимировые штиблеты с пуговками из слоновой кости»1.
Обувной модельный ряд не закрыт. Фантазия безгранична.
② Где встречались с этим словом? ‒ В ответах единодушны:
повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и реже ‒ фильм "Вечера на хуторе близ Диканьки".
③ В каком контексте там использовалось слово? ‒ Ответ бодрый:
«Оксана обещала кузнецу Вакуле выйти за него замуж, если тот принесет черевички с ноги государыни».
А вот с государыней произошел казус: или Екатерина (не помним, какая из…), или Елизавета Петровна2.
④ Какую обувь Вакула преподнес Оксане? ‒ Растерянность.
Обувной ряд путем перебора подвергается селективному переосмыслению.
⑤ В какое время происходит действие повести? ‒ Зима.
И сразу же накрывает понимание.
У девчат туфельки с балетками … холодновато для русской стужи и мороза, да и сапожки не по сезону. А о теплых девичьих ботинках конца XVIII – начала XIX века история моды умалчивает.
У государыни могли быть королевские башмаки ‒ коронационные, церемониальные; бальные, паркетные или «каретные» ‒ для выезда.
⑥ Как выглядят черевички? Попробуйте нарисовать ‒ Замешательство. Паника. Мольба о помощи в виде подсказок.
Срабатывает стратегия клипового (сетевого) мышления, работающая на дозированных клипах информации по принципу «кратко, но часто».
Подключаем вопросы-подсказки
⑦ Какого размера? На маленькую ножку или большую?
Про себя: Моя прабабушка носила 34, бабушка носила 35, сестра ‒ 38, а дочь жалуется, что уже покупает 40. Кажется, Наталья Гончарова имела большую ногу, и поэтому ей приходилось носить мужскую обувь3.
⑧ Есть различие между правым и левым?
Вспоминаем: до начала XIX века не было понятия «шить по ноге». Обувь (даже для парадных выходов) была одинаковой для правой и для левой ноги. Колодка башмаков делалась прямой, и каждый вынужден был разнашивать самостоятельно.
⑨ Из чего сшиты: все-таки «обувь на выход»? ‒ Атлас? репс? шёлк? парча? парусина? сукно? Или более прочные и практичные материалы ‒ лайка? шевро? кожа? замша?
⑩ Украшены ‒ золотой нитью? замысловатой вышивкой? каменьями? пряжкой?
⑪ А декорированы ‒ кружевами? лентами?
⑫ Фасон: высота, изгиб каблука, форма носка ‒ на высокой шнуровке? с застёжкой спереди или сбоку на многочисленных перламутровых пуговичках? А щиколотка ‒ узкая? широкая? раструбная?
⑬ Мысок ‒ квадратный? острый? тупой? полукруглый? вытянутый вперед?
⑭ Каблучок – большой? маленький? средней высоты? или вовсе без него? ‒ прямой? широкий или узкий? ‒ устойчивый?..
Вопросы исчерпаны. Предпримем еще одну попытку нарисовать черевички.
Вы хотите узнать, что получилось? ‒ Ну просто глаз не оторвать! Ни один рисунок не повторился. 😊)
И в тот момент, пока мы весело рассматриваем получившиеся варианты, звучит робкий голос одного из присутствующих в Студии:
‒ А может быть, речь идет о прюнелевых башмачках?..
Забыв о своих нарисованных фантазиях, мы направляем полный изумления взор на говорящего. Однако Тот, не обращая ни на кого внимания, продолжает:
‒ Вот только у Гоголя об этом ни слова.
Прюнель – распространённый в XIX веке плотный тонкий текстиль саржевого переплетения для верхней части ботиночек (полусапожек).
▪ В составе формоустойчивой ткани преобладал шёлк, что гарантировало особый блеск, тогда как оборот был матовый.
▪ Цвет обуви повторял цвет подкладки, на которую положено платье.
▪ Поверх обуви надевали галоши, а чтобы отличать свои галоши от чужих, к стельке прикрепляли на шипах тонкую золоченую металлическую букву.
Прюнелевые башмаки. – https://ru.pinterest.com/pin/486951778455138183/
Прюнелевые башмаки мало похожи на наши представления о гоголевских «черевичках царицыных … сахарных». Да и девушкам … по снегу … в рождественский мороз и стужу по сугробам …
Размышления перекрыл своей неожиданной версией еще один присутствующий в Студии:
‒ Черевички очень похожи на сафьяновые сапожки, столь ценящие на Руси.
А вот это вполне возможно.
▪ Ярко окрашенная, орнаментированная парадная обувь. Сшита из заморской тонкой телячьей, овечьей или козлиной кожи. На ощупь невероятно мягкая и приятная, необычайно прочная, удобная и радующая глаз своей безупречностью даже после длительной носки.
▪ Сапожки считались символом знатности, признаком достатка. Хранили в сундуках и передавали по наследству. Дарили как роскошный подарок и берегли как украшение из драгоценных камней.
▪ Голенища расписаны сложным тиснёным фантазийным узором, расшиты позолоченными нитями. Особенным успехом пользовалась красная обувь с бирюзовыми, жёлтыми или изумрудными декоративными элементами. Загнутый носок, подчёркивающий превосходство, и обязательно каблучок 3-4 сантиметра…
Сейчас сафьяновые сапожки остались лишь в сказках. Однако гоголевские девушки вполне могли надеть парадные красные сапожки в рождественские дни. А вот царицыны черевички остаются загадкой.
________________
"Черевички". Мифическое слово. Образ ускользает от точного узнавания.
Обратимся к русской классике – литературе и кинематографу.
Повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», 1832 г.
Царствование Екатерины – время последней депутации запорожцев, которое состоялось в 1775 г. в связи с работой Комиссии по упразднению Запорожской Сечи. ◊ Хутор близ Диканьки. Канун Рождества. Девчата хвастаются друг перед другом подарками. А веселая красавица Оксана с грустью обращает внимание на новые черевики Одарки: «Ах, какие хорошие! и с золотом! Хорошо тебе, Одарка, у тебя есть такой человек, который все тебе покупает; а мне некому достать такие славные черевики». Кузнец Вакула обещает свой ненаглядной достать черевики, какие «редкая панночка носит». Но надменная красавица считает, что достойна черевиков, которые носит сама царица. И гордо, призвав в свидетели всю девичью толпу, обещает кузнецу Вакуле тотчас выйти за него замуж, как только он принесет ей царицыны черевики прямо с ноги. Слово дано. Надо исполнять. И вот уже… ◊ Петербург. Покои царской милости. Перед парубком предстала Государыня ‒ небольшого роста женщина, несколько дородная, напудренная, с голубыми глазами и величественно улыбающимся видом. Вакула, склонившись до земли, виновато просит о милости иметь такие же, сшитые искусным швецом черевики, что на царицыной ноге. Вопреки ожидаемого гнева государыня тотчас одаривает парубка благосклонным вниманием и милостиво просит принести царицыны башмаки ‒ самые дорогие, с золотом. «Боже ты мой, что за украшение! Ваше царское величество! ‒ радостно воскликнул Вакула, увидев принесенные ему черевики, изумляясь дорогой работе. ‒ Что ж, когда башмаки такие на ногах и в них, чаятельно, ваше благородие, ходите и на лед ковзаться, какие ж должны быть самые ножки? думаю, по малой мере из чистого сахара». Государыня, имевшая «точно самые стройные и прелестные ножки, не могла не улыбнуться, слыша такой комплимент из уст простодушного кузнеца, который в своем запорожском платье мог почесться красавцем, несмотря на смуглое лицо». ◊ Хутор близ Диканьки. Оксана восхищенно приняла дар Вакулы. Сдержала слово. Создается впечатление, что мы имеем дело с двумя разными видами обуви под общим названием «черевички» (уменьш.-ласкательное от «черевики»).
Черевики, которые увидела Оксана на Одарке
«С золотом» – единственная характеристика. Гоголь не оставляет конкретных указаний, а историческая достоверность в сказочной повести ни к чему – здесь важнее атмосферное волшебство и неповторимый шарм.
Обратимся за помощью к иллюстрациям талантливых художников, работавших с текстом повести.
Фотогалерея 1. Иллюстрации повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» Ольги Ионайтис. Издательство “Росмэн”, 2009 г. – https://babiki.ru/blog/kulturnoe-nasledie/252403.html
Рисунки Ольги Ионайтис исполнены талантливо и колоритно. Передана праздничная атмосфера Рождества; схвачена суть произведения; выписаны художественные детали.
На девчатах и на Солохе все те же нарядные черевички – красные сапожки.
Государевы черевики, которые Оксане преподнес Вакула как дар государыни
«Как сахар …украшение» − эпитеты вместо предметного описания. И вновь обратимся за впечатлениями к художникам.
Царицыны черевички Ольги Ионайтис не прорисованы (см. последние две иллюстрации Фотогалереи 1.).
Поэтому обратимся к иллюстрациям художника Кость Лавро и пролистаем Фотогалерею 2.
Фотогалерея 2. Иллюстрации повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» художника Кость Лавро, 2011 г. – https://irastrange.livejournal.com/388917.html
Царица дарит Вакуле со своей ноги изящные туфельки – уж точно не красные черевики.
Парадных портретов, где прорисована с особой тщательностью обувь Екатерины Великой, не сохранилось. Этому есть объяснение. Согласно дворцовому этикету и следованию моде, длина платья должна быть в пол, покрывать и закрывать ножку (щиколотку) целиком.
Прикоснемся к репродукциям известных мастеров живописи – пролистаем Фотогалерею 3.
Фотогалерея 3. Парадный портрет Екатерины II работы известных художников В. Эриксена, И. Аргунова, А. Рослина, Ф. Рокотова.
В музее Московского Кремля выставлен коронационный костюм императрицы Екатерины II.
Коронационное платье Екатерины II, Россия, 1762 г. Корсаж, юбка, шлейф на фижмах, из серебряной гладкой парчи – глазета, на шелковой подкладке из белой тафты, украшено кружевом и шитыми накладными орлами. Корсаж жесткий, проложен пластинами китового уса. Рукава – “пагода” из белой тафты, узкие, до локтя, с тонким льняным кружевом в несколько рядов по краю. По краю декольте – узкое фестончатое тонкое льняное кружево, шитое иглой. Платье украшено накладными, аппликативными, шитыми цветными шелками и золоченой нитью большими двуглавыми орлами (172 узора). – Музеи Московского Кремля. –
На отдельном небольшом постаменте рядом с платьем выставлены коронационные туфли (пара).
Туфли Императрицы Екатерины II (пара), Россия, 1762 г. Парча, шелк, полотно хлопчатобумажное, шитье. – Музеи Московского Кремля. – https://www.kreml.ru/exhibitions/virtual-exhibitions.kostyum-rossiyskikh-imperatorov-i-imperatrits-iz-sobraniya-muzeev-kremlya/ekaterina–ii/; фото справа: https://emilia-spanish.ru/foto/obuv-ekateriny.html
«В оных башмаках Величество изволили короноваться 2 ноября 1762 г.», – гласит чернильная надпись на подошве каждого из башмаков. Туфли с длиной ступни 22,5 см – соответствует 35 размеру соврем. (ср. у Гоголя – «Государыня, имевшая «точно самые стройные и прелестные ножки»).
Туфли имеют зауженный носок, фигурный каблук высотой 6,5 см и длинные, округлые на концах язычки из той же ткани – клюши, которые следовало продевать в пряжки. Пара одинаковая, сшита на одну ногу.
Парадная обувь Екатерины Великой, сохранившаяся до нашего времени, привлекает внимание читателей, в том числе и по оценочной шкале:
▫ на позитиве: удобные и легкие; подошва из кожи, есть "поддержка". Верх из парчи, конечно, обветшал за время, снову блестел и переливался. А ремешки на подъёме похожи на современные "на липучках";
▫ с иронией: на свиные копытца похожи;
▫ с сожалением: Эх, Оксана, зря Вакулу гоняла за такими черевиками! Страшнее китайских!;
▫ на негативе: неудобно и небезопасно; покалечиться на раз два.
▫ с недоумением: не маловаты ли Оксане царицыны черевики? Разве что на одну ногу – разносит под себя4.
Доставшие Оксане черевички – не только более изящные, но и более открытые, чем носила в реальности императрица.
Закрытые туфли Екатерины ближе к понятию "черевики". Но дальше от волшебства.
Размышляя над словом черевички в попытках разгадать загадку, начинаешь понимать, что Гоголь сознательно вводит нас в заблуждение.
Повесть наполнена праздничным настроением и озорным юмором. Язык замысловат и загадочен. Не на прямую, а завуалированно, намеками Гоголь общается с читателем.
Ночь перед Рождеством. Сказочно. Загадочно. Атмосферно. Большой простор для воображения.
Только Чёрт и может знать всё…
Кстати, о чёрте и других кадрах знаменитой экранизации повести Н.В. Гоголя.
Киноафиша “Вечера на хуторе близ Диканьки” по повести Н.В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”, реж. Александр Роу, художник по костюмам Лилия Душина, 1961 г. – https://selyanka1.livejournal.com/323239.html
Киноафиша, кроме главных героев, представляет те самые туфельки, что носила сама царица и с царственных ножек пожаловала Вакуле для Оксаны. Царский фасон напоминает элегантные туфли-лодочки, которые мы видели на картинах известных художников, рисовавших парадный портрет Екатерины Великой, и в иллюстрациях Кость Лавро (Фотогалереи 2. и 3.).
Да и Вакула Оксане преподносит царицыны туфельки, которые башмаками трудно назвать.
Фото: «Хрустальные туфельки» / Скриншот фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» по повести Н.В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”. – https://selyanka1.livejournal.com/323239.html
Фото: выставка «Повесть «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя в книжных изданиях и киноискусстве». – https://www.museikino.ru/media_center/nakanune-rozhdestva-o-pervoy-povesti-gogolya/
Интересный факт
Царицыны черевички из фильма живы до сих пор. В 2016-м году все желающие могли увидеть их на выставке в Музее кино в Москве. Туфельки были изготовлены в бутафорском цехе киностудии им. Горького специально для фильма. Их никто никогда не носил5.
Царицыны черевички удались! Выглядят будто сахарные. Впору Золушки примерить.
Прямая параллель напрашивается сама собой. Вот только сказочная Золушка потеряла туфельку хрустальную («Золушка, или Хрустальная туфелька»).
Стоп. Здесь нас подстерегает еще один исторический казус, появившийся в результате неточного перевода, однако прочно закрепившейся в нашем сознании.
В конце XVII в. французский писатель Шарль Перро сделал литературную обработку сказки, назвал ее «Золушка, или Туфельки, отороченные мехом» и включил в свой сборник «Сказки моей матери Гусыни, или Истории и сказки былого времени с нравоучениями» (1697 г.).
Туфельки ‒ не хрустальные и не стеклянные, а меховые, из беличьего меха – одним словом, сказочные6.
Предлагаем пролистать Фотогалерею 4.
Фотогалерея 4. Сказочная туфелька Золушки в проекции на разные художественные форматы.
Сказочные туфельки, подходящие для любой сказочной истории (художественной, мультипликационной, компьютерной и т.д.) со счастливым концом.
За десять лет до выхода фильма Александра Роу (1961 г.) на киностудии Союзмультфильм вышел мультипликационный фильм «Ночь перед Рождеством» (1951 г.).
Фото «Хрустальные туфельки» / Скриншот фильма «Ночь перед Рождеством» – Рисованный полнометражный мультипликационный фильм, 1951 г., студия «Союзмультфильм». – https://www.kinopoisk.ru/picture/2205348/
Черевички из мультфильма выглядят массивнее и тяжелее. Зато каблук выше! Пряжка как украшение, а не застёжка. И меньше похожи на туфельки - больше на сказочные башмаки.
Ну а девчата неизменно все в тех же красных праздничных сапожках, расшитых золотом.
Вспоминаем красивые башмаки Одарки: "Ах, какие хорошие! и с золотом!"
«Красные сапожки» / Скриншот мультипликационного фильма «Ночь перед Рождеством» (1951 г.), Союзмультфильм. – https://multiteka.ru/noch-pered-rozhdestvom/; https://podborkiserialov.ru/10-klassnyh-polnometrazhnyh-sovetskih-multfilmov.html
Мы возвращается к тому, с чего начали.
Понятно лишь то, что ничего не понятно.
Обратимся к мудрейшему источнику – Толковым словарям русского языка.
Лексикографически слово считается оценочной, уменьшительно-ласкательной формой к слову Черевики, чивирики. Пришло к нам из старославянского языка. Родственную связь имеет со словами «черево, чрево» (живот, брюхо, утроба), черевить (потрошить, чистить изнутри) и обозначает кожаную обувь (выделана из кожи с брюха животного).
В более позднее время так назывались классические женские остроносые на небольшом каблучке башмачки, закрывающие ногу до косточки. Возможны варианты формы, материала и способов завязывания (шнуровка, застежки вместо шнурков или совместно с ними).
А затем эту обувь наделили статусом ′праздничные женские башмаки′. Само слово «черевики» (прямое прочтение — «чэрэвыкы») сохранилось до сих пор в украинском языке и обозначает "ботинки".
Что же из всего этого следует?.. - Следует продолжение...
________________________
• Своими наблюдениями поделилась А.Р.
Источники:
1 История моды 19 века – беседа о туфельках. – https://irkfashion.ru/fashion/modn-obzor/158
2 Обувь XIX века: «Принеси те самые черевички, которые носит царица, выйду тот же час за тебя замуж». Мода, стиль, тенденции в журнале Ярмарки Мастеров. – https://www.livemaster.ru/topic/794051-obuv-xix-veka-prinesi-te-samye-cherevichki-kotorye-nosit-tsaritsa-vyjdu-tot-zhe-chas-za-tebya?ysclid=ltlb82j097196348927
3 Там же
4 Какого размера были черевички Екатерины II. Помните «Вечера на хуторе близ… | Валерий Грачиков | Дзен.– https://dzen.ru/b/YrtPlBSp2glnzqQN
5 Царские черевички в фильме "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1961). –https://selyanka1.livejournal.com/323239.html
6 Из чего были сделаны Золушкины туфельки? –https://masterok.livejournal.com/1596538.html
© MyarStudio, 2024
Добавить комментарий